Е-бизнес → Проектирование интернет-магазина – этапы и рекомендации

В этом материале я остановлюсь на вопросе проектирования интернет-магазинов, задену основные моменты на которые стоит обратить внимание и приведу некоторые рекомендации.

1. Начинать проектирование любого интернет-магазина стоит со сбора требований (брифинга). Цель любого интернет-магазина – продажи, поэтому на начальном этапе следует спроектировать в голове, а еще лучше на бумаге — то как будут организованы все бизнес-процессы. От размещения и оформления товара, до доставки товара клиенту.

2. Изучите рынок. Поищите аналитику, статистические материалы по вашей группе товаров.

3. Изучите конкурентов в вашей нише. Кто продает товары вашей категории, какие у них цены, какие конкурентные преимущества вы сможете предложит клиентам. Проанализируйте сайты других компаний.

4. Определите целевую аудиторию вашего интернет-магазина: средний возраст, гендерная принадлежность, уровень достатка, регион проживания и т.д. Выпишите типичные группы покупателей и определите их «ореол обитания», если так можно выразится.

5. Поставьте себя на место покупателя. Представьте что некий человек хочет купить ваш товар и оплатить картой – какие действия ему предстоит проделать, и на каком этапе могут возникнуть трудности.

6. Продумайте стратегию развития, имея на руках информацию о целевой аудитории и конкурентам, аналитику рынка. Определите на чем именно стоит делать акценты. Например, если будущий интернет-магазин будет конкурировать низкой ценой – нужно прямо акцентировать внимание на самой низкой стоимости.

7. Разработайте маркетинговую стратегию. Сосредоточьтесь на позиционировании, выделении вашего интернет-магазина среди сотен других (брендинге), правильно расставляйте акценты, прежде всего в интерфейсах. Продумайте программу лояльности (скидки постоянным клиентам, промо-коды, виртуальные бонусы за покупку, скидки только для постоянных клиентов и т.д.).

8. Продумайте структуру сайта.

Рекомендации по функционалу интернет-магазина:

  • позаботьтесь о качественном наполнении информацией о товаре, об рейтингах, отзывах (стимулирующих к покупке), рейтингах товаров и т.д.;
  • сделайте инструменты фильтрации по категориям, бренду, цене, характеристикам товара и т.д.
  • реализуйте возможность оплаты всеми доступными и недоступными способами (от безналичной оплаты до экзотических платежных систем);
  • по возможности реализуйте такой функционал как: «список желаний», «сообщить когда товар появится», «следить за ценой», «сравнить товары» и т.д.
  • предлагайте с товаром дополнительные услуги, сервис;
  • оформление заказа должно происходить в минимальное количество кликов, а перечень необходимых для заполнения данных должен ограничиваться только самой необходимой информацией;
  • если интернет-магазин реализует программу лояльности и скидки, пользователь должен видеть размер своей скидки или накопленных бонусов в личном кабинете;
  • под конкретным товаром желательно разместить блоки «похожие товары» или «рекомендуем»;
  • продумайте контент для разделов: Оплата и доставка, Гарантия и сервис, Статьи, Новости, О магазине и т.д.

Рекомендации при проектировании интерфейсов интернет-магазина:

  • интерфейс должен мотивировать пользователя к покупке, основные функциональные элементы (вроде кнопки «купить») должны быть легкодоступны и бросаться в глаза;
  • не забывайте про простоту и логичность интерфейса;
  • тщательно продумайте пункты меню;
  • предусмотрите строку поиска по товарам, в доступном месте;
  • не забудьте про блоки которые будут стимулировать продажи самых выгодных товаров;
  • контактный телефон или другая контактная информация должны быть доступна либо на каждой на странице, либо в несколько кликов;
  • полезными могут быть блоки с рекомендованными или акционными товарами, и отзывами посетителей;
  • избегайте обилия информации, пользователь будет теряться, по возможности используйте закладки или скрытые блоки;
  • не забудьте адаптировать интерфейс для мобильных устройств, доля которых постоянно растет;
  • социальные кнопки вроде «поставить лайк» или «поделиться» также не будут лишними;
  • продумайте разные сценарии переходов пользователя по страницам, сделайте грамотную внутреннюю перелинковку;
  • основное внимание пользователя должно приходиться на каталог товаров, он должен занимать видное место, все вспомогательные и информационные блоки и меню обычно не сильно выделяют.

Если подытожить алоритм интерфейсов таков: большое удобное меню, большой легкодоступный поиск, промо-блок с акционными или популярными товарами, контактные данные на видном месте.

На главной странице мы должны привлечь внимание, например красивым промо-блоком или популярными товарами, скидками и т.д. С главной пользователь должен легко попадать на внутреннюю страницу, чаще всего в каталог товаров.

На странице каталога или другой внутренней старице мы должны вызвать интерес. Например с помощью демонстрации товара – красивых больших фотографий, большого количества положительных отзывов, акцентировать внимание на привлекательной цене или акционных условиях.

На странице товара у посетителя должно возникнуть желание купить товар. Желание можно вызвать с помощью качественной подачи информации о товаре, красивых картинок, ролика с демонстрацией товара и т.д. Обязательно необходимо акцентировать внимание на преимуществах товара (широкой диагонали, низкой цене, бренде и т.д.). В результате человек должен захотеть купить товар.

Действие пользователя будет заключатся в нажатии на кнопку «Купить». Она должна быть в доступном месте и легко различима. Должен быть призыв к действию.

Ну и в заключение клиента нужно полностью удовлетворить. Обеспечить простую регистрацию, перезвонить сразу после оформления заказа, вежливо уточнить все детали, придерживаться строков и т.д.

4 основных шага которые «должен пройти» пользователь: внимание – интерес – желание – действие – удовлетворение.

И в заключение о главном:

— товар должен быть в наличии;

— все товары должны быть качественные и на них должна быть гарантия;

— описание товара и фотографии должны быть качественными;

— неправдивые отзывы легко отличимые, как и накрученные рейтинги;

— цена не обязательно должна быть самая низкая на рынке (это скорее тупик), пусть она будет средней или даже чуть выше, но вы должны гарантировать сервис;

Эффективность интернет-магазина зависит во многом от реализации внутренней его части и самих бизнес-процессов. С основными показателями эффективности интернет-магазина можно ознакомиться в предыдущей статье. Важно их знать и анализировать, сравнивать и отслеживать динамику.